В ряде стран Африки людей по-прежнему убивают за исповедание христианства, но Патриарший экзархат Русской православной церкви активно развивает свою деятельность на континенте. О вхождении в страны Африки, праздниках и буднях местных верующих, об обучении в России и возведении в сан новых африканских священников, необычных службах африканцев в Москве, преодолении раскола в Эфиопской церкви и строительстве новых храмов духовных центов в Уганде, Египте, а также в Ереване в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал Патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев).
– Владыка Леонид, что сейчас самое важное для Патриаршего экзархата Африки?
– Патриарший экзархат Африки развивается динамично, позитивно. С основанием экзархата мы де-факто имеем клириков и совершаем богослужение в 21 стране. На подходе другие страны, которые также дают нам аккредитацию. Работа идет, и зависит от разных факторов.
Конечно, прискорбно, что некоторые наши братья и сестры весть о Воскресении Христа встретили под шум канонады и под разрывы снарядов. Но, тем не менее мы понимаем, какая угроза нависла над миром – в прямом и переносном смысле этого слова, и над землей, и над миром духовным. Нужно это все пережить, и я думаю, что Господь со временем это управит так, как будет полезно человечеству.
«Сигнал всем». Киев начал играть по-крупному
2 марта, 08:00
– Есть ли в Африке христиане, которые вынуждены жить в условиях военного конфликта?
– Конечно, в Африке христиане постоянно подвергаются дискриминации именно по религиозным причинам, и многие страны Африки несут сотни и тысячи потерь в людях, убитых именно за то, что они исповедуют Христа. Это Африка южнее Сахары, в частности – Нигерия, Нигер, Камерун, Мали, Буркина-Фасо.
К сожалению, Африка – это континент, который в данный момент особенно страдает от нападок по религиозному признаку. Мы постоянно озвучиваем это, приводим статистику, на различных площадках эти вопросы поднимаем, но, к сожалению, многие руководители государств, руководители церквей, не слышат нас так, как бы нам хотелось.
– Сталкивается ли экзархат с провокациями во время пасхального периода?
– Бог миловал: все наши 200 с лишним священников отслужили пасхальные торжества. К сожалению, большой десант из наших клириков в те страны, где мы еще не присутствуем, не смог принести пасхальную радость. Из-за технических сбоев у «Эфиопских авиалиний» в 11 стран Африки не смогли прибыть священники из России для совершения богослужений для наших соотечественников. Я думаю, что со временем мы наладим нашу логистику соответствующим образом, сделаем организационные выводы. Экзархату всего год и четыре месяца, и поэтому мы действуем методом проб и ошибок: если раз оступились – значит, постараемся это исправить.
Глава Армянской епархии РПЦ впервые посетил Ереван
15 марта, 10:45
– Вы служили в Латинской Америке, возглавляете Патриарший экзархат Африки – чем пасхальные обычаи схожи и различны у православных этих континентов с их единоверцами в России?
– Во всем мире основой всех основ является весть о Воскресении Христовом. В каждой стране, конечно, есть какие-то свои элементы. Например, во времена моей студенческой молодости, когда я получал очередное образование в Афинском государственном университете, на Пасху греки стреляли из различного вида оружия: торжества у них связаны с такими проявлениями. У африканцев популярны барабаны, танцы, определенные песнопения – это все, конечно, традиционно вплетено в весть о Воскресении Христовом.
Помимо общеканонических тропарей и песнопений о Воскресении Христовом у каждой народности есть, что сказать по-своему. Это украшает православие и вносит свою изюминку, этого не надо бояться – это просто нужно правильно корректировать, чтобы не было «перегибов на местах», чтобы все было в рамках канонического поля и во славу Бога.
– Сколько студентов из Африки сейчас обучается в учебных заведениях Русской церкви или проходит языковую подготовку в российских вузах?
– На сегодняшний день в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) учится семь человек, 11 человек – в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА). Плюс – постоянно приезжают кандидаты в священнослужители в рамках повышения квалификации. За последние полгода я рукоположил (возвел в сан – ред.) 12 человек. Это те, кто уже имеет богословское образование, высшее образование, и готовы были к принятию сана. Они проходили у нас краткосрочные курсы по некоторым дисциплинам и предметам: я рукополагаю их, когда они готовы стать священнослужителями.
– Служат ли они в храмах Москвы?
– Конечно, они служили в храмах. Слава Богу, у нас география сейчас по Москве расширяется, и я хотел бы поблагодарить всех наших священников, которые берут на себя это тяжелое бремя, потому что мы понимаем, что на время богослужения приходится менять язык. В тех храмах, которые приглашают наших священников на практику, литургия совершается либо на английском, либо на французском. Плюс – церковнославянский, плюс – малагасийский, другие африканские языки. Это интересный опыт, может быть, для наших прихожан в Москве он нов, но никакого антагонизма от них мы не слышали.
В частности, в нашем храме Всех Святых на Кулишках, где мне сейчас сослужат клирики Африканского экзархата, приход с радушием принял наше духовенство. Конечно, это расширяет и рамки кругозора, расширяет возможность соприкоснуться с другой языковой культурой в плане богослужения и песнопений – это очень интересный опыт, и я считаю, что он не несет никакой негативной окраски.
Конечно же, надо отдать должное и клирикам нашего экзархата, и нашему миссионерскому отделу, который возглавляет иерей Георгий Максимов: мы занимаемся плотно переводом богослужения на африканские языки. Полный перевод литургии Иоанна Златоуста у нас уже имеется практически на всех языках, мы выпускаем молитвословы для обычных прихожан, африканцев, для того, чтобы они могли спокойно молиться каждый на своем языке.
В РПЦ рассказали о нападениях на храмы в Эфиопии
10 февраля, 18:23
– Недавно был преодолен раскол в Эфиопской церкви, инициировавшее его духовенство принесло покаяние. Как бы вы охарактеризовали это событие? Могло бы оно стать моделью для уврачевания углубляющегося раскола на Украине?
– То, что произошло в Эфиопии – предмет глубоких дискуссий. Не знаю, можно ли назвать это моделью. Я считаю, что очень грамотно и своевременно сработали прежде всего эфиопские власти, очень грамотно и своевременно обратился к своей пастве патриарх Эфиопский Абуна Матфий. Люди почувствовали опасность деструктивизации, опасность раскола, и наблюдая со стороны за тем, что происходит с теми нациями и странами, где происходят такие расколы, были сделаны правильные выводы.
Если вы говорите о том, можно ли перенести эту модель на Украину, я бы ответил от обратного: что, скорее всего, эфиопская общественность и государство видели и видят, что происходит сейчас в религиозном плане на Украине, какие аспекты были при сотворении этого раскола, который учинил патриарх Варфоломей и поддержали другие предстоятели греческих церквей. Люди увидели в этом опасность – опасность прежде всего духовного упадка своей нации, опасность духовной деградации. Именно поэтому они смогли сделать правильные выводы, договориться и не допустить начала этого раскола, за что Бога нужно благодарить.
Я являюсь сопредседателем Комиссии по диалогу между Русской православной церковью и Эфиопской церковью. Мы очень плотно проработали меморандум, коммюнике по многим вопросам, и сейчас подошли вплотную к вопросам экклезиологического плана, вопросам догматики, и исходя из широкого спектра обсуждаемых вещей, наши позиции с Эфиопской церковью близки.
– В Африке нередки случаи деятельности сомнительных «проповедников» – в частности, недавно в Кении погибли сотни человек из-за того, что пастор велел им морить себя голодом, «чтобы встретиться с Иисусом». Приходится ли уже противодействовать таким деструктивным явлениям в практике экзархата?
– Наши люди на местах так или иначе знакомы с этими сектами. Деструктивные секты, которые тащили людей и в леса, и в подземелье… На все это, конечно, каноническая Церковь, которая несет пастырскую ответственность, должна обращать внимание – не запускать эти пагубные влияния на паству, как это было в Екатеринбурге с небезызвестным Сергием Романовым. Вспышки этого существуют по всему миру.
Поэтому, конечно, задача Русской православной церкви на Африканском континенте – не допустить того, чтобы эти деструктивные зерна, которые будут разрушать души наших прихожан-африканцев, не попали никуда, и уж тем более – в наши общины.
У России появился неожиданный союзник — и, возможно, новый курорт
31 мая, 08:00