«Обстоятельства человеческой жизни»

Тег audio не поддерживается вашим браузером.

Дорогие друзья!

Мы рады предложить вам ознакомиться с содержанием второго выпуска духовно-просветительских аудио-бесед под общим названием «Духовная стезя» составленного на Подворье монастыря Флорищева пустынь в селе Нуча Нижегородской области. Подготовил иеромонах Николай (Чеботарев).

Сегодня мы коснемся темы – «Обстоятельства человеческой жизни».

Бесценный дар (случай из жизни)

Молодой человек сильно досадовал из-за своей неудавшейся, как ему казалось, жизни:

-У других есть деньги, прекрасное жильё, машины! А у меня? Зря проходит молодость? А ведь я здоров и силен…

Старик услышал его жалобы и спросил:

-Ты согласился бы, чтобы за миллион тебе отрезали руку?

-Ни за что!

-А ногу или, например, один глаз?

-Ты с ума сошёл, что ли, старик? И за сто миллионов не дал бы!

-Вот видишь! Бог дал тебе то, что не купишь и за сто миллионов, а ты жалуешься на бедность и неудачливость! Просто нужно уметь правильно распорядиться тем богатством, которое ты имеешь! Дерзай и Бог поможет тебе! [3].
Об обстоятельствах жизни
(размышления епископа Мефодия (Кульмана))
Мы уже говорили о необходимости духовного питания, о пище, которую можно получать через молитву, чтение Слова Божия, в храме. Но могут нас духовно питать и сами обстоятельства жизни. Надо только стараться эти обстоятельства принимать себе на пользу.
Например, когда мы заболеваем или заболевает близкий нам человек, мы много говорим о причинах болезни – где, когда простудился или заразился, – о ее неприятности, продолжительности и т.д. Но ведь можно отнестись к болезни и иначе – как к некоторому предупреждению, что неправильно живем, или нехорошо поступили; как к некоторому указанию, что пора одуматься и исправиться. При таком отношении болезнь будет не только неприятным обстоятельством в нашей жизни, но и духовно полезным.
Или общение с человеком для нас неприятным – сколько отрицательного, грешного обнаруживает оно в нас лично. И указывает на наши недостатки, с которыми надо бороться. Надо только посмотреть себе в душу…
Или бывает в церкви – мы раздражаемся на излишнее хождение других по храму, на разговоры, на неподходящее для храма платье или украшение лица. И при этом обстоятельстве можно или согрешить осуждением или же получить для себя духовную пользу, подумав, как невнимательно стою я в храме, как невнимательно молюсь, если обращаю внимание и развлекаюсь таким пустяком.
Умываясь или приводя себя или свое помещение или посуду в порядок, можно подумать – если бы мне хоть малую часть этих усилий приложить для очищения души и для приведения ее в порядок. И даже взглянув на небо и увидя пасмурное небо, можно получить для себя духовный урок: вот сейчас серо и пасмурно, но я знаю, пройдет время, разойдутся тучи, опять будет тепло и светло, так ведь и в личной жизни человека, что же унывать, подожду пока разойдутся тучи. И тучи разойдутся.

К такому отношению к жизни и к обстоятельствам надо приучиться, для этого надо над собою потрудиться, но если мы трудимся большую часть суток, чтобы себя накормить телесно, то неужели мы не потрудимся хоть немного для своего духовного питания?
Источник живой воды открыт нам Господом, но мы должны сами подойти к нему и зачерпнуть из него. Не будем же ленивы и нерадивы [1].
Притча о колодце и осле
Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.
Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев — засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».
Недолго думая, он пригласил своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.
Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянул в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами.
Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.
Каждая проблема — это камень, который жизнь кидает в вас, но ступая по этим камням, вы можете перейти бурный поток [3].
Иго и бремя Христовы
Митрополит Николай (Ярушевич) пишет. В евангелии от Матфея в одиннадцатой главе мы читаем слова: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» (Мф. 11:30).
Когда мы слышим слова – «иго», «бремя», мы связываем с ним представление о чем-то тяжелом, подавляющем нас, подрывающем наши силы. Но есть иго, которое Господь называет благим, и бремя, которое легко! Это – иго заповедей Христовых. Это – бремя исполнения воли Его в земной жизни каждого из нас. Христос зовет нас: «возьмите иго Мое на себя» (Мф. 11:29).
Это иго – благое, потому что несение его приближает нас душой к святым угодникам Божиим, роднит с ними, с нашей Небесной Матерью, с Самим нашим Спасителем.
Иго, под которое зовет нас Господь, – иго благое, потому что приносит нам подлинное, вечное счастье; оно дает мир и покой многомятежной человеческой душе. «Возьмите иго Мое на себя, научитесь от Меня, и найдете покой душам вашим», – говорит Спаситель.

Почему Бремя Христово – легкое бремя? Потому что никто из нас, кого Христос зовет взять иго Его на себя, не оставлен Им одиноким в несении этого ига. Господь окружает нас на всех путях жизни нашей помощью Своею, Своей Матери, всех святых, кому мы воздыхаем своими сердцами. Ведь когда слышим мы или просим в молитве: «Пресвятая Богородице, спаси нас», или: «Вси святии, молите Бога о нас», – мы не только произносим положенные слова молитвы, но мы веруем в то, что Божия Матерь Своей Материнской заботой о нас поможет нам в самом дорогом для нас деле спасения души и что святые угодники Божии будут нашими молитвенниками и проводниками Божественной помощи нам во всех земных нуждах. О, мы богаты помощью Неба, и тысячи незримых рук протянуты к нам оттуда, чтобы нас подкрепить, поддержать, повести за собой, облегчить жизненный крест и труды ради спасения души и ради Царствия Божия.
Никакие богатства и сокровища земли, ни слава, ни почет, ни ум, ни красота, ни таланты – ничто в сравнении с тем счастьем, какое дает бессмертной душе человека вечная жизнь с ее радостями, завещанными Господом каждому Его верному рабу, исполнителю Его заветов в земной жизни, тому, кто живет с верою и с нею умирает.
Бремя заповедей Господних легко потому, что все эти заповеди не являются чем-либо чуждым нашей духовной природе, налагаемым на нее со вне, но отвечают самым сокровенным чаяниям и стремлениям человеческого духа – тому, что врожденно в нас и составляет насущную потребность нашей души. Когда человеку, привыкшему к физическому труду, надо бывает работать в области труда умственного, ему нелегко приучить себя к новому виду труда. И наоборот: для работника умственного труда физический труд может быть слишком тяжелым и, нередко, вовсе непосильным.
Но труд исполнения заповедей Божиих всем по силам, всем доступен и легок, потому что он составляется именно из того, чего требует наша природа: милосердие, неосуждение, телесная и духовная чистота, безгневие, правдивость, – да ведь этим хочет жить и дышать душа! Ведь ложь, злоба, гнев, блуд, и т.п. чужды нашему духу, им противится дух как тому, что сквернит и пятнает его. Каждый из нас знаком хорошо с муками обличающей нас совести после таких грехопадений своих.
Тому, кто взял на себя бремя исполнения воли Божией, и жизненное бремя становится легче!
Будем все с любовью склоняться перед заветом Господним: «возьмите иго Мое на себя». Это иго, это бремя приведет и нас к вечной жизни, в семью святых Божиих людей [2].
Притча о неудаче
Шел человек по дороге. Светило солнце и вдруг он споткнулся и упал. И тогда обиделся человек на Бога и сказал: «Какой же ты хранитель, если позволил мне так больно удариться». И пошел человек по другой дороге. Но не знал человек, что впереди на той дороге, где он только что упал — лежала ядовитая змея и лютая смерть ожидала его.
И пошел человек по другой дороге, и вдруг началась гроза. Побежал он к дереву, чтобы укрыться от дождя, но снова упал и ушибся. И снова он сказал Богу: «Ты не позволил мне даже укрыться от дождя, какой же ты хранитель после этого». И свернул он на третью дорогу. Только не видел человек, что молния ударила в то дерево, под которым он хотел укрыться и — сгорело оно мгновенно.
Пошел человек по третьей дороге. Шел он осторожно, смотря под ноги, и говорил: «Не надеюсь, я на тебя больше, Бог, не охраняешь Ты меня, не даешь идти по дорогам выбранным мною». И вдруг снова упал, и сломал себе руку. Дикая боль охватила его, и возненавидел он своего Бога и сказал: «Не верю я больше в то, что Ты есть. Не пойду я по дорогам, а пойду через горы. Не помогаешь ты, а только мешаешь». Но не знал человек, что третья дорога никуда не вела, а в конце её была лишь чёрная пропасть.

И полез человек через горы. Трудно было и тело ныло, но когда он добрался до вершины, то с высоты её увидел три дороги, и змею ядовитую на первой дороге, и дерево обгоревшее на второй, и пропасть чёрную на третьей и понял, что каждый раз Творец спасал его от гибели… и с тех пор стал он доверять ему…
Запомни: не все, что на первый взгляд кажется тебе неудачей, ею является. Возможно неудача — есть великое благо для тебя, ибо именно она спасает от беды, к которой тебя не допустила.
Не спеши роптать на Бога и судьбу, возможно судьба к тебе очень благосклонна. Не всегда глаза могут увидеть то, что впереди тебя [3].
Прохожий и перекресток
Прохожий попал на перекресток, где справа было написано: «Хорошая жизнь», слева была надпись: «Плохая жизнь», а прямо перед ним был указатель с надписью: «Путь к Богу».
«Ну, к Богу-то я еще всегда успею – сказал прохожий, — а вот пожить хорошо – это как раз для меня!» Пошел вправо, начал жить честно, по совести, но стало ему скучновато. «Дай, — думает, — попробую, что такое «плохая жизнь»?» Повернул налево, а там разгул: днем и ночью пьянки да танцы – дым столбом! Скоро и эта жизнь стала ему невмоготу. До того измучился, что выскочил оттуда, как ошпаренный! Снова попробовал жить хорошо, но опять соскучился. Перешел влево повеселиться, но потерял здоровье и умер.
Есть только один путь жизни – путь к Богу, все остальные пути одинаковы, ибо они забирают твою жизнь.
Бог ждет на узком пути,
А на широких путях Его не найти [4].
Использованная литература
  1. Мефодий (Кульман), еп. Немного о Многом. Слова и поучения // https://azbyka.ru/propovedi/nemnogo-o-mnogom-slova-i-poucheniya.shtml
  2. Николай (Ярушевич), митр. Радость и утешение христианина. Проповеди. – М.: «Жизнь с Богом», 1998 г. 180 с. // https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarushevich/radost-i-uteshenie-hristianina/
  3. Притчи: православный календарь 2018. – М.: Воздвиженье, Николин день, 2017. – 288 с.
  4. Симеон Афонский, мон. О самом простом. Для взрослых, детей и для того, кто хочет стать монахом. – Святая Гора Афон, Новая Фиваида, 2016. – 320 с. // http://hieromonk-simon-beskrovnii-vse-knigi.gr/
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 03/03/2021.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *