Связь времен. Монах Боголеп (князь Голицын) и Флорищева пустынь

Свято-Успенская Флорищева пустынь была основана в 17 веке на Флорищевой горе у реки Лух. Место было выбрано неслучайно: по преданию, путники, проходившие мимо Флорищевой горы, видели исходивший от нее лучезарный свет, обоняли дивное благоухание и часто слышали колокольный звон. Эти пророческие знаки указывали на особое предназначение этого места для духовной жизни.
И сегодня, спустя четыре века, в обители регулярно совершается круг богослужений, принимаются паломники и трудники, людям оказывается молитвенная помощь. Эти места привлекают жаждущих прикоснуться к духовной сокровищнице русского монашества, щедро дарящей радость, душевный мир и тишину тем, кто возносит молитву под древними сводами обители.
Престольный праздник монастыря – Успение Пресвятой Богородицы. В текущем году он ознаменовался еще одним важным событием. Накануне вечером епископ Выксунский и Павловский Варнава, священноархимандрит обители,  совершил литию о монахе Боголепе (Голицине Борисе Алексеевиче), который подвизался в монастыре в 18 веке.
Борис Алексеевич Голицын родился в июле 1651 года. Он рос вместе с царскими детьми, вместе с ними постигал науки и изучал иностранные языки, получил прекрасное образование.
В период регентства царевны Софьи Алексеевны он возглавил Казанский приказ, ведавший присоединенными к Руси в недавнее время юго-восточными территориями. Достаточно быстро он понял, в каком направлении развиваются события, и занял сторону оппонентов Софьи, то есть будущего императора Петра I. Он оказывал всяческую поддержку матери Петра — Наталье Кирилловне Нарышкиной, а та, в свою очередь, сделала Бориса Алексеевича «дядькой», то есть наставником пока еще только номинального царя.
Голицын почти постоянно находился рядом с Петром — и в делах, и в «потешных» играх. Похоже, и связями с московскими иностранцами Петр был обязан именно своему наставнику — у того имелось немало знакомств среди иноземцев, проживавших в первопрестольной.
Придя к власти, Петр I, как мы помним, сурово расправился со своими противниками. И царский «дядька» тоже попал в опалу: ему велели отправляться в деревню. Опала продлилась год; в 1690 году Петр I сменил гнев на милость и простил Бориса Алексеевича, даже к себе призвал, чтобы наградить своего «дядьку» боярским званием и вновь поставить во главе Казанского приказа.
Петр явно испытывал к своему воспитателю неизменную симпатию. Известно, что постаревшему и страдающему подагрой Борису Голицыну царь прислал «собственной работы возило, или кресла, на которых больной мог ездить». Но здоровье князя все ухудшалось, умерли дочь и двое его сыновей, после чего Борис Алексеевич удалился во Флорищеву пустынь. Там он постригся под именем Боголеп.
Спустя полгода, в 1713-м, инок Боголеп отошел ко Господу, оставив монастырю немало богатств. На его средства во Флорищевой пустыни возвели двухэтажный каменный корпус, получивший название Голицынского. Могила князя и возведенная над ней часовня-усыпальница со временем были утрачены.
Однако впоследствии останки были найдены, экспертиза подтвердила личность Боголепа. Все его кости собрали, облачили в монашескую одежду и поместили в новый гроб. Перезахоронение было совершено в часовне, воссозданной на том же месте, где она была изначально.
И да пребудет прах монашествующего Боголепа в Свято-Успенском мужском монастыре Флорищевой пустыни, где ежегодно, 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, епископ Выксунский и Павловский Варнава возглавляет Божественную литургию и праздничный молебен с крестным ходом вокруг Успенского собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *