Святитель Ио́на, епископ Ханько́уский

Православная Церковь дала много примеров святости и благочестия. Признанным уже при жизни праведником был Иона (в миру Владимир Покровский), молодой епископ-миссионер, умерший на 37 году жизни, который имел такое глубокое и благодетельное влияние на всех, кто с ним соприкасался, безразлично, были это русские или китайцы, что еще при жизни его почитали святым.
Родился будущий епископ Иона в Калуге в 1888 году. Рано осиротев и натерпевшись много горя, он получил образование в Калужской семинарии и Казанской духовной академии. В годы обучения в академии о. Иона окормлялся духовно у великого старца из Оптиной пустыни Гавриила. По окончании академии о. Ионе предлагали место преподавателя Нового Завета, но он отказался от этой должности, считая, что это для него непосильно. Он об этом поведал своему старцу, но последний, увидев в предложении преподавать в академии волю Божию, приказал о. Ионе принять эту должность, а за поспешность с отказом положить 300 земных поклонов с Иисусовой молитвой.
В 1918 году о. Иона, преследуемый революционной властью, должен был выехать из Казани. В Перми он был советами арестован, избит до потери сознания, т.о. разделив участь новых исповедников российских, и отправлен для суда в Тюмень. Близ Тобольска о. Иона вместе с другими арестованными был освобожден белыми войсками. В Омске он был назначен главным священником Южной армии, а после поражения белого движения в Сибири ему вместе с армией атамана Дутова пришлось отступить в Китай. В Китае начинается новый этап жизни о. Ионы – служение в Пекинской Духовной Миссии, а с 1922 года епископское служение в Маньчжурии. Здесь проявляются особые дары молодого епископа: неустанная проповедь, пастырское попечение, дар учительства детям. Владыка основывает училище, где учится до 200 детей, читает лекции, устанавливает уставное богослужение, открывает приют, а в Харбине основывает богословско-философские курсы. Заботясь о других, владыка совершенно забывает о себе. Отличаясь веселым, простым и общительным характером, владыка в личной жизни был скромен до предела. Заболев ангиной в 1925, он продолжает ревностно совершать богослужения. При повышенной температуре он служит на Воздвижение и Покров и при больном горле, почти шепотом, поучает свою паству евангельским истинам. Споласкиванием горла керосином у владыки заражается кровь. 19 октября приходит врач к владыке в 10 ч. вечера и, осмотрев его, сообщает ему, что надо поскорее поисповедоваться и причаститься. Собираются у владыки его духовные чада и дети. Владыка исповедуется у своего духовника о. Алексия, облачается в новый подрясник и епитрахиль, кланяется земно Св. Дарам и приобщается. После причащения святитель спокойно садится за стол и печатает завещание, в котором он призывает своих чад любить друг друга и просит не оставлять детишек. Затем владыка с каждым присутствующим говорит, каждому находит приветливое слово, просит у всех прощения. В 12:30 ночи владыка встает, надевает епитрахиль и поручи оптинского старца Амвросия и делая земные поклоны, громко читает себе отходную. Говорит окружающим, во что его одеть, просит его отпеть по монашескому чину, а вместо памятника поставить простой дубовый крест. У всех на глазах слезы, а дети молятся: «Боженька, оставь нам владыку!» В 1:30 ночи владыка вдруг вскакивает с кровати и шатаясь на ногах говорит: «Иду умирать в церковь!» Его уговаривают не идти. Владыка ложится и, держа в правой руке крест и икону, а в левой зажженную свечу, через три минуты умирает. Так свято завершилось краткое трехлетнее епископство этого угодника Божия, всего лишь на тридцать седьмом году его жизни.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *