МОСКВА, 29 апр — РИА Новости, Сергей Проскурин. У православных началась Страстная седмица. Каждый ее день наполнен особыми смыслами и церковными предписаниями. О некоторых верующие, правда, не знают. О самом важном отрезке церковного календаря — в материале РИА Новости.
Иная цель
В Священном Писании весьма подробно рассказывается о конце земной жизни Спасителя. Например, в Евангелии от Иоанна этому посвящено восемь глав из двадцати одной, а у Марка — пять из шестнадцати.
Вопреки расхожему убеждению, Страстная неделя не является частью Великого поста, это особый период. Но воздержание от скоромной пищи и всяких увеселений сохраняется.
Это древняя традиция. Первые христиане в преддверии Воскресения Христова накладывали на себя добровольный пост. А позже это стало правилом.
Если во время святой Четыредесятницы (40 дней Великого поста) ограничения помогают человеку обуздать свои страсти, то у говения на последней неделе перед Пасхой иная цель — «сопереживать Спасителю и его страданиям».
Предшествует Страстной седмице праздник Входа Господня в Иерусалим. Народное название — Вербное воскресенье. Бурые ивовые веточки освящают в храмах в субботу вечером на всенощном бдении.
Это большой двунадесятый праздник. Со Страстной неделей он связан еще и тем, что те же, кто кричал въезжавшему в город Христу «Осанна!», спустя пять дней призывали: «Распни Его».
Значимость Вербного подчеркивается и пищевыми послаблениями. Впервые с Благовещения (7 апреля) верующим дозволяется вкушать рыбу и вино.
Главное — успеть
Все дни Страстной наполнены особым смыслом и именуются Великими. В первые два, согласно учению Церкви, Иисус поведал ученикам притчи — о злых виноградарях, о десяти девах, о неплодной смоковнице.
Эти истории послужили основой многих шедевров мировой культуры. Богословы подчеркивают: притчи даны в помощь верующим, чтобы быть готовым ко второму пришествию, когда Христос будет судить всех людей по их делам.
В Великую среду вспоминают предательство Иуды. Евангелисты не говорят о глубинных мотивах, побудивших его на такой поступок. Ограничиваются лишь несколькими фразами.
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его», — свидетельствует Матфей.
Это событие в христианской истории считается одним из самых скорбных. И в память о нем каждая среда, если не выпадает на многодневное говение или праздник, — постный день. А уж на Страстной неделе воздержание особенно строго: монастырский устав велит придерживаться сухоядения, исключить растительное масло и вареную пищу.
Однако духовенство рекомендует соблюдать это правило лишь воцерковленным людям: у кого есть «закалка». Остальные же могут питаться, как и в любой другой великопостный день.
Обычно в первые дни Страстной готовят пасхальный стол: пекут куличи и красят яйца. Главное, успеть до четверга, когда в храмах начинают совершать самые важные богослужения.
Это — суеверие
Многие думают, что причащаться следует именно на Христово Воскресение. Конечно, это не запрещено. Но большинство прихожан старается сделать это в Великий четверг. Ведь именно тогда на Тайной вечери Спаситель установил таинство Евхаристии — важнейшее в христианстве.
«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», — повествует евангелист Матфей.
На патриаршем богослужении вспоминают еще один эпизод того дня — как Иисус омыл ноги ученикам. Патриарх собственноручно совершает то же с двенадцатью избранными священниками.
Поэтому четверг и именуют чистым. В народе название переосмыслили: мол, нужно непременно помыться, тогда весь год будет благополучным. Однако духовенство подчеркивает: это чистой воды суеверие.
Тем же вечером совершается одно из самых скорбных богослужений. Прихожане стоят в полной темноте с зажженными свечками, а священники читают «Двенадцать Евангелий» — эпизоды, посвященные последним часам земной жизни Христа.
Финальный аккорд
Не менее, а то и более эмоциональна Страстная пятница — день страданий и крестной смерти Спасителя. Нет даже литургии. Ведь причастие — радостное событие для христиан.
Вместо этого — особая служба, Царские часы. В Византии на ней присутствовал император с семьей. Читают псалмы и отрывки из Ветхого Завета, где предсказана казнь Христа, а также соответствующие места из Евангелия.
Позже в центр храма под особые песнопения выносят Плащаницу — большую икону с изображением умершего Иисуса. Его, по древнееврейскому обычаю, перед тем как положить в гробницу, омыли маслами и обернули погребальной тканью.
Вечером — чин погребения Плащаницы. Читают «Плач Марии». А после молящиеся обходят храм, как бы участвуя в положении Спасителя в гроб. Страстная пятница — день самого строгого поста: либо полное воздержание от пищи до захода солнца, либо сухоядение.
А уже в Великую субботу, по сути, наступает Пасха. На утренней литургии вспоминают «сошествие Христа во ад» — когда он освободил заключенные там души праведников. На богослужении звучат пасхальные гимны, а священники меняют черные облачения на белые — символ Воскресения Господня.
Последняя служба Страстной недели совершается непосредственно перед ночной, пасхальной: во время чтения книги Деяний апостолов под особые песнопения Плащаницу уносят в алтарь — до следующего года.
Также в субботний день в церкви освящают куличи, яйца, творожные пасхи и другие праздничные блюда, которые приносят верующие.