Собор новомучеников и исповедников Российских — празднуется 7 февраля (25 января), если этот день совпадает с воскресным днем, а если не совпадает — то в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
Только в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских совершается память святых, дата смерти которых неизвестна.
Собор новомучеников и исповедников Российских — название праздника в честь российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года.
Включает в себя Собор новомучеников, в Бутове пострадавших — 289 святых, известных к 2007 году, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым). Бутовскому собору новомучеников с 2001 года установлено совершать память в 4-ю субботу по Пасхе.
История установления праздника.
25 марта 1991 года Священный Синод принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5/18 апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января ( 7 февраля по новому стилю) или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по Юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю после оного.
Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры.
В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на июль 2006 года поименно канонизирован 1701 человек.
Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (по юлианскому календарю) 1917 года он был зверски убит революционными матросами.
Русская Зарубежная Православная Церковь совершила прославление Собора в 1981 году.
По некоторым оценкам, к 1941 году было убито около 130 тысяч священнослужителей . Собор постоянно дополняется по мере обнаружения и изучения жития новых новомучеников.
Бутовский полигон и храм близ него.
9 августа 2001 правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении бывшего секретного объекта НКВД — КГБ, действовавшего с конца 1930-х и до начала 1950-х, «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории.
Согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на Бутовском полигоне были убиты 20 тысяч 765 человек; из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.
28 ноября по Юлианскому календарю — в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова) — 1996 года на Бутовском полигоне (с. Дрожжино́ Ленинского р-на Московской области) был освящён небольшой деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.
В 2004 на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутово присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром, находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004.
Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и Исповедников к югу от Юбилейной улицы. К 2007 завершено его строительство из бетона. В храме хранятся многие личные вещи людей, принявших мученическую кончину в Бутово.
19 мая 2007, после подписания Акта о каноническом общении накануне, Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершили великое освящение храма.
Календарно-литургические указания и гимнография.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13-16 августа 2000 года, постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 7 февраля (25 января по ст.ст.), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 7 февраля (25 января по ст.ст.)».
Собор Костромских святых.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января / 5 февраля 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, в земле Костромской просиявших.
По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1152 г. После смерти великого князя владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154—1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской.
В XIV—XV вв. ученики преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один — по реке Шексне на Белоозере, другой — по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Аврамий Чухломской (+ 1375; память 20 июля/2 августа) — основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (+ 1442; память 11/24 апреля), Макарий Писемский (XIV в.; память 10/23 января), Павел Обнорский (+ 1429; память 10/23 января).
По благословению преподобных Кирилла Белозерского (+ 1427; память 9/22 июня), также ученика аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского — на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (+ 1565; память 23 января/5 февраля), Кирилл Новоезерский (+ 1532; память 4/17 февраля), Адриан Монзенский (+ 1610; память 5/18 мая) — основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе, Ферапонт Монзенский (+ 1597; память 12/25 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский, иначе Брылеевский (XV в., память 11/24 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского.
В монастыре преподобного Паисия Галичского (+ 1460; память 23 мая/5 июня), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15/28 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV—начале XVI вв., память 7/20 апреля).
В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта/9 апреля) основал Преображенский монастырь на реке Воче.
Святитель Дионисий Суздальский (+ 1385; память 26 июня/9 июля), спостник и собеседник преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал двенадцать человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей», в числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (+ 1444; память 25 июля/7 августа) — основатель трех обителей. Макариево-Успенский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (+ 1703; память 23 ноября/6 декабря), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (+ 1445; память 11/24 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+ 1442; память 30 сентября/13 октября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собою русских удельных князей.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461; память 15/28 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей.
По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+ 1384, память 15/28 мая) основал в Костромском крае обитель во имя Святой Троицы.
Ученики преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из много численных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой лавре, ветви — Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Корнилия Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле.