«Вернулись к братьям». Новый поворот в «конфликте тысячелетия»
Читать ria.ru в
МОСКВА, 18 мая — РИА Новости, Олег Налисник. Сербская церковь неожиданно примирилась с македонскими раскольниками: спустя полвека восстановили общение. Это произошло на фоне усиливающегося разделения в православном мире, спровоцированного действиями Константинопольского патриархата на Украине. Может ли такое решение послужить прецедентом — в материале РИА Новости.
Запутанная судьба
Многие считают, что кириллицу придумали специально для просвещения Руси. Недаром же на ее исторических землях так чтут Кирилла и Мефодия. Но, оказывается, все было иначе. Легендарные братья проповедовали куда южнее. В основном — «в пределах охридских».
Сейчас это современные Болгария, Сербия, а также Северная Македония, где, как полагают ученые, один из учеников знаменитых святых и изобрел кириллическое письмо. Звали его Климент. В конце IX века он основал Охридский монастырь.
Тысячу лет спустя обитель стала символом большого спора в православном мире. За кого молиться инокам — за патриарха Сербского или Болгарского? Или за своего, независимого предстоятеля?
Этой путанице уже больше века. Дело в том, что македонские земли постоянно переходили из рук в руки. Ими в разное время владели Стамбул, София, Белград. Вместе с государственными границами менялись и церковные. После Первой мировой войны Македония попала в Сербское королевство, а во время Второй мировой ее аннексировала Болгария. Затем — Югославия, власти которой поддержали создание автокефалии.
Однако «церковь-матерь» на это не пошла. В 1967-м македонской пастве официально отказали в независимости. С тех пор эта церковная структура считалась раскольнической.
«Заслуживает автокефалии»
В 2018-м началось крупнейшее за тысячу лет разделение в православном мире. Константинопольский патриархат решил признать киевских самосвятов. И тем самым нарушил права РПЦ.
У каждой поместной церкви есть каноническая территория — зона ответственности, с собственным административным уставом и традициями. При этом догматы и каноны едины. Верующий, скажем, из Польши может причаститься в грузинском храме, и наоборот. Вмешательством в украинские дела Константинополь перечеркнул многовековые устои.
За последние четыре года православная карта существенно изменилась. Например, Архиепископия русских приходов в Западной Европе из юрисдикции Стамбула перешла к Москве. Так же поступили сотни общин в Африке, некогда принадлежавшие Александрийскому патриархату.
Северная Македония была одной из горячих точек — наряду с Абхазией, Черногорией и Косово. В 2020-м светский Скопье попросил патриарха Варфоломея решить проблему: выдать томос об автокефалии вопреки воле Сербской церкви. То есть провернуть ту же, что и на Украине, схему.
© AP Photo / Emrah Gurel
Патриарх Константинопольский Варфоломей
«Православный народ нашей страны заслуживает церковной независимости и автокефальной Македонской православной церкви с благословения и по решению Константинопольского патриарха», — занимавший тогда пост премьера Зоран Заев в обращении к Фанару почти дословно повторил Петра Порошенко.
Да и грамоту о канонической независимости хотели списать с той, что выдали украинским раскольникам. Например, греки выразили желание контролировать наиболее значимые храмы и обители — в том числе Охридский монастырь.
«Возвращение обратно»
Впрочем, аппетиты Фанара заметно поубавились. Духовенство непризнанной «Македонской церкви» предпочло вести переговоры прежде всего с Белградом. И вот итог — неожиданный в нынешней непростой ситуации.
«С благодарностью Господу и радостью Архиерейский собор приветствует принятие общепризнанного канонического статуса, статуса широчайшей возможной автономии, точнее внутренней самостоятельности, данного еще в 1959 году», — постановили в Сербии.
По сути, речь идет о воссоединении с отколовшейся частью. Формально православный Скопье возвращается в «церковь-матерь», все обряды, совершенные там, теперь считаются действительными. И верующие могут просить полной независимости — автокефалии.
Примечательно, что неделей ранее независимость «Охридской церкви» признал Константинополь. Правда, это восприняли очень настороженно — в глазах верующих патриарх Варфоломей не избавился от реноме «сеятеля раскола». Только решение Сербской патриархии всех успокоило.
«Теперь православные Республики Северной Македонии вернулись в общение с сербскими братьями в качестве автономной церкви с правами широкой самостоятельности, с тем чтобы вести переговоры о своем дальнейшем каноническом статусе. Рады свершившемуся преодолению церковного разделения, продолжавшегося 55 лет», — подчеркивает зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.
В православном мире говорят о прецеденте. И надеются, что это станет первым шагом для преодоления одного из самых масштабных конфликтов в истории христианства.
20 января, 08:00
«Становится все хуже». Москве вынесли последнее предупреждение