На Украине придумали, как победить русский мир. Но не учли главного

На Украине придумали, как победить русский мир. Но не учли главного

Священнослужители и верующие на объединительном соборе на Софийской площади в Киеве - РИА Новости, 1920, 10.09.2021
Читать ria.ru в
МОСКВА, 10 сен — РИА Новости, Олег Налисник. Украинские раскольники затеяли «мегапроект». Они хотят «побороть руку Кремля», открыв как можно больше приходов неканонической «Православной церкви Украины» (ПЦУ) в Европе и Северной Америке. Расчет прост: миллионы иммигрантов перестанут ходить в храмы РПЦ, что якобы «ослабит российское влияние». Однако этому замыслу может помешать не кто-нибудь, а сам патриарх Константинопольский Варфоломей — один из отцов-основателей структуры самосвятов.
Невнятный итог
С конца прошлого года лидер ПЦУ Епифаний Думенко хвастался журналистам еще не состоявшейся победой: обещал признание раскольнической структуры поместными православными церквами. Пока это сделали только четыре из пятнадцати — Константинопольская, Александрийская, Элладская и Кипрская. Самосвят прогнозировал, что желаемое случится к августу, когда в Киев приедет патриарх Варфоломей.
Но стамбульский иерарх был не в восторге от визита.
Во-первых, ему не оказали должных почестей. Президент Владимир Зеленский устроил гостю «тайную вечерю»: встреча состоялась в ночь на 21 августа, без прессы и большой делегации. Глава государства «впихнул» мероприятие в свой график в самый последний момент — и всячески показывал, что прибывшая из Москвы канцлер Германии Ангела Меркель для него важнее «вселенского патриарха».
Патриарх Константинопольский Варфоломей и президент Украины Владимир Зеленский во время встречи в Киеве - РИА Новости, 1920, 09.09.2021
Патриарх Константинопольский Варфоломей и президент Украины Владимир Зеленский во время встречи в Киеве
Во-вторых, украинским раскольникам, как выяснилось, нечем было похвалиться. Люди встретили Варфоломея плакатами на греческом: «Прочь с Украины!», на службы с его участием пришло лишь несколько сотен человек. Да и никакого признания ПЦУ со стороны «церквей-сестер» не последовало.
Единственный внятный итог «исторического визита» — заявление главы Всемирного конгресса украинцев Павла Грода. Он, по сути, проговорился, рассказав об истинных целях раскольнической структуры и Константинопольского патриархата — борьбе с Кремлем.
«Одно из главных мест, что ищут эмигрировавшие украинцы (по разным оценкам, от десяти до 15 миллионов по всему миру. — Прим. ред.) за рубежом, — храм. Но почти все, как мы знаем, принадлежат Русской православной церкви. И мы знаем, что РПЦ — «рука Кремля», причем даже в диаспоре. Поэтому важно открывать именно украинские приходы <…> для противостояния русскому миру. Про это я и говорил вселенскому патриарху», — сообщил Грода.
Грызня за диаспору
Представитель диаспоры вроде бы хотел помочь раскольникам, но на деле надавил на больное. Дело в том, что ПЦУ — вовсе не автокефальная структура. Согласно томосу — документу о церковной независимости, она «может вести деятельность только в пределах украинского государства». То есть все церковное имущество за рубежом должно принадлежать патриарху Варфоломею.
Когда ПЦУ в январе 2019-го получала заветный томос, эта деталь мало кого волновала. Президент Петр Порошенко — автор автокефального проекта — торопился перед выборами, надеялся, что стамбульская грамота поможет сохранить власть. Но победил Владимир Зеленский, и у раскольников сразу же возникли проблемы.
В мае 2019-го из новой структуры вышел главный самосвят — бывший митрополит РПЦ Филарет Денисенко. Именно его «Киевский патриархат», основанный еще в 1992-м, послужил основой «единой церкви».
Филарет Денисенко после заседания Синода Православной церкви Украины - РИА Новости, 1920, 09.09.2021
Филарет Денисенко после заседания синода «Православной церкви Украины»
Причина демарша — «полузависимость» от Константинополя. Раскольник испугался, что Варфоломей отнимет приходы в диаспоре. А они помогали как с деньгами, так и с политическими связями в Европе и Америке.
И началась борьба за зарубежные общины. Храмы в США и Канаде, коих пара десятков, до сих пор не определились, с кем быть — греками или филаретовцами. Это приводит к конфликтам. Так, весной прихожане храмов в штатах Нью-Йорк и Виргиния рассорились: одни считали пастырем ставленника Денисенко Богдана Згобу, другие позвали представителя Константинополя. В итоге приходская жизнь замерла.
В таком же подвешенном состоянии десятки приходов по всему миру. Но раскольникам этого мало.

«Своего он не отдаст»

Они задумали полномасштабную кампанию в диаспоральных приходах. Осталось дождаться отмашки хозяина — патриарха Варфоломея.
Награждении Епифания в США премией патриарха Афинагора - РИА Новости, 1920, 09.09.2021
Награждение Епифания в США премией патриарха Афинагора
У того, правда, личные интересы. Церковный историк Владислав Петрушко отмечает: Константинопольский патриархат стремится к главенству во всем православном мире. Прежде всего через иммигрантские общины в Западной Европе и США, объединенные в епархии. Их прихожане — преимущественно выходцы из восточноевропейских стран, в том числе Украины и России.
«Приходы в диаспоре он, конечно же, не отдаст, — полагает эксперт. — Иначе придется поставить под сомнение главенство Константинополя над всей диаспорой».
Ничто не мешает церковному Стамбулу создать конгломерат чисто украинских приходов — такие епархии уже есть в США и Канаде, добавляет специалист. Но они все равно зависят от стамбульской администрации. Это еще больше обозлит сторонников ПЦУ, костяк которой составляют националисты. Тем самым внутренние противоречия раскольников и их кураторов грозят похоронить идею «побороть русский мир».

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *