Варнава Ветлужский

 

После победы Дмитрия Донского над татарами Российское государство стало свободно от ига поганского и притеснений со стороны татар, и русские люди стали свободно расселяться по пустынным местам, жить без страха, и прежде всего обновлять и восстановлять разоренные города и села по берегам великой реки Волги.
Любители же подвижнической жизни, преподобные отцы, основали многие общежительные обители и монастыри, и некоторые из них возлюбили житие пустынное и подвизались в одиночестве в лесах, в отдаленных пустынях, никому неизвестные, только одному Богу.
В это самое время в пустынные пределы по берегу реки Ветлуги пришел и преподобный отец Варнава с севера из города Великого Устюга и поселился на берегу реки на Красной горе в диком и пустынном месте, и прожил здесь много лет, в слезах и подвижнических трудах работая непрестанно Богу во псалмопении и молитвах, оставив мир и все «яже в мире». Одному Богу известно, сколько лишений и страданий претерпел преподобный в одиночестве, питаясь травой и желудями, так как хлеба у него не было по отдаленности местности той от жилища человеческого на сто и более верст.
По наружному своему виду преподобный отец Варнава был высокого роста, украшен благолепными сединами и продолговатой бородой «изрядно умеренною»; он был в сане иерея, отличался высокими нравственными качествами и в беседе с другими был весьма сладкоглаголив. Когда он подвизался в одиночестве, то приходили к нему дикие звери, живущие близ его келии, и он ходил между ними как между домашними животными и, утешаясь, благодарил Бога за то, что они были для него безвредны и кротки.

Высокие подвиги преподобного отца Варнавы приобрели ему глубокое уважение. Многие стали посещать его и приходить в пустынную келию, чтобы получить от него благословение и услышать слово наставления и совета.
Людям, посещавшим его, преподобный предсказал, что по смерти его по берегу реки Ветлуги умножит Бог житие человекам, а на месте его жительства будут жить иноки. После двадцати восьми лет подвигов на Красной горе преподобный Варнава скончался 11 июня 1445 года и был погребен наверху горы.
По преставлении его на место сие святое начали приходить на жительство из разных стран многие иноки, а с ними и земледельцы, а иные поселились на берегу реки Ветлуги — одни вверх, а другие вниз по течению ее, и заселили все места возле нее и размножились так, что край, дотоле необитаемый, сделался населенным даже до великой реки Волги.
Иноки построили на Красной горе две церкви: одну во имя Живоначальной Троицы, а другую над гробом преподобного отца Варнавы во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, и основали общежительную обитель, которая получила название Варнавинской пустыни.

Здесь, при гробе преподобного, начали совершаться чудесные исцеления, о чем скоро разнеслась широкая слава в соседние места: в обитель приходили больные из разных мест и исцелялись, а многие из приходящих рассказывали, что еще в своих домах получали здравие, когда призывали в молитвах преподобного отца Варнаву.
Таковые благочестивые рассказы порождали во многих желание пойти и поклониться гробу преподобного, и многие народы благодарение Богу воссылали за проявления таковой милости и приносили в церковь Божию вино, свечи, фимиам [т. е. ладан — прим. ред.] и все необходимое для существования обители. На все же праздники и воскресные дни приходили в церковь за богослужение, благодаря Бога за то, что по молитвам преподобного малозаселенная местность населена многими народами.
Так в пустынном месте образовалась святая обитель со многими иноками и пользовалась уважением и вниманием не только в ближайших ее окрестностях, но и в первопрестольной Москве.
Когда Господь Бог благоизволил прославить своего угодника преподобного отца Варнаву чудодействием, тогда и еще более стало стекаться к гробу его богомольцев и больных различными болезнями, которые и получали здесь исцеление. Вследствие этого слух о чудесах преподобного распространялся все более и более и дошел до Святейшего Патриарха Иоасафа I, который был весьма благочестивый архипастырь и любил слушать рассказы о благочестивых подвигах и добродетелях святых мужей государства Российского, подвизавшихся в дни его святительства; и в это время ему рассказано было много о чудесах, происходящих при гробе преподобного Варнавы, и притом от самых истинных свидетелей, принадлежащих к его освященному собору, пресвитеров и иноков.
По распоряжению Святейшего Патриарха Иоасафа в 1638–1639 гг. мощи преподобного отца Варнавы были освидетельствованы по случаю чудес, совершавшихся при гробе его. По показанию свидетелей и самих исцеленных многие больные получали исцеления от болезней не только при гробе преподобного Варнавы, но и на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия.
С этого времени началось прославление преподобного отца Варнавы, и он причислен был к лику святых Российской Церкви, и положено было службу ему править ежегодно 11 июня в день его блаженной кончины (1445 г.).
Обитель преподобного отца Варнавы, известная под именем Варнавинской пустыни, была наделена усердием благочестивых царей многими землями и угодьями по ту и другую стороны реки Ветлуги.
В таком виде Варнавинская мужская обитель существовала до 1764 года, когда была упразднена и переименована в приходскую церковь, а на месте монастырской слободы, образовавшейся из монастырских служилых людей, в 1778 году возник город Варнавин, один из уездных городов Костромской губернии.

Память св. прп. Варнавы 24 июня
Составитель статьи – заместитель председателя комиссии по канонизации святых, магистр богословия иерей Даниил Гондуров

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *