О традициях и истории Петрова поста рассказывает епископ Выксунский и Павловский Варнава

Название
Петров пост назван так в память о двух самых почитаемых из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостолах Петре и Павле, поэтому еще он называется апостольским. В более древние времена он также именовался постом Пятидесятницы. В народе этот пост еще называют  Петровки, Петрово говение.
Время
Петров пост начинается через семь дней после праздника Святой Троицы, всегда в понедельник, а заканчивается в день памяти апостолов Петра и Павла, 12 июля. Длительность его зависит от Пасхи. Таким образом, Петров пост может продолжаться от 8 до 42 дней. Причем если конец поста, 12 июля, приходится на среду или пятницу, разговение переносится на следующий день. В 2020 году пост начинается 15 июня и продлится он 27 дней.
История
О Петровом посте известно с самых первых веков христианства. Впервые упоминает о нём «Апостольское предание» святого Ипполита Римского (III век). Тогда этот пост никак не связывался с апостолами, а предназначался для тех, кто не смог по тем или иным причинам поститься в Великий пост перед Пасхой (дата празднования Пасхи в первые века в христианских общинах века была разной, что влияло и на продолжительность Великого поста). Согласно сочинению IX века «О трёх четыредесятницах» (авторство приписывается Анастасию Синаиту), в древности апостольский пост простирался от первой недели по Пятидесятнице до праздника Успения. Лишь позже, «по немощи человеческой», из него был исключён месяц июль, и первая часть поста стала заканчиваться в праздник апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля), а вторая образовала Успенский пост, начинающийся 1 августа (14 августа).
Особенно Петров пост утвердился, когда в Константинополе и Риме были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29  июня (12 июля). С тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.
Пищевые особенности
Петров пост — нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо, яйца и молочные продукты тем, кто желает постится по всем правилам, есть нельзя. При этом если в среду или пятницу празднуется память святого храма или святого, которому положено «всенощное бдение», то в эти дни также разрешается употребление рыбы.
Праздник, которым завершается пост, – день памяти святых апостолов Петра и Павла — не входит в сам пост. Но если он попадает на среду или пятницу, то поститься нужно.
Петровка — голодовка
В народе Петров пост называли «петровка-голодовка», поскольку в начале лета от прошлого урожая уже мало что оставалось, а до нового было ещё далеко. В среду и пятницу готовили летние постные блюда: окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд. В праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги — рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым.
Важность Петрова поста
Церковь призывает верующих к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия. Однако некоторые верующие Петров пост не любят.  Православные христиане очень редко противятся Великому или Рождественскому посту, но не молчат, когда дело доходит до летних постов: Петрова и Успенского. Для двух этих постов, особенно для Петрова поста, всегда находятся благовидные причины не поститься. Говорят: «Я обычно не пощусь в этот пост», «этот пост по монашескому уставу, а мы живем мирским чином». Но ответ на эти возражения ничем не отличается от ответа относительно любого другого поста или духовной практики. Это путь Православия. Сначала мы готовимся, а затем празднуем. Сначала мы освобождаем себя, а затем Господь наполняет нас. Классическими средствами христианской духовной жизни являются молитва, пост и милостыня. Полных остановок в духовной жизни быть не может. Духовная война продолжается. Иногда мы лишь замедляем темп и наслаждаемся такими большими праздниками, как Пасха, Пятидесятница и Рождество. Это наш путь, и теперь, когда Пятидесятница уже позади и наступило так называемое «обычное время», пора двигаться дальше. Когда Господа Иисуса Христа спросили, почему Его ученики не постятся, Он ответил: «Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Время больших праздников – Пасхи, Пятидесятницы – прошло, и опять мы вступаем на путь духовного делания. Так уж человек устроен, что ему не полезно долго расслабляться. Петров пост идет сразу за Днем всех святых и это не случайно. Этот пост напрямую связан с жизнью в Духе. В этом и заключается смысл Петрова поста.
Текст подготовил Алексей Еремин. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна. 14/06/2020.

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *