Древнерусская литература: героико-религиозный аспект

Наверное, никто, за исключением неоязычников, не будет отрицать, что древнерусской литературой мы обязаны христианству. Как, впрочем, и всей книжной культурой. Следующее: Россия так расположена географически, что подвергалась постоянным военным угрозам и нападениям, как с Востока, так и с Запада. Поэтому защита Отечества, данного Богом, священной земли отцов, всегда возводилась до высокого долга, акта веры, чем и обусловлены героические сюжеты древнерусских произведений, касающихся воинских подвигов.
Вспомним, например, напутствие отца былинному Илье Муромцу: «…Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей, да не забывай, что ты роду чёрного, крестьянского». В этом сюжете мы наблюдаем главную идею русского воинского подвига – защита родной земли, народа, который работает на ней, семьи и ее счастья. Сказание о том, как Илья Муромец спас Царьград от некоего «Поганого Идолища» отражает мысль о защите православной веры от различного рода посягательств, в том числе, политических. Вспомним, что Константинополь, наряду с Иерусалимом, для русских людей являлся святыней, не столько местом, сколько идеей, философским концептом.
Защита Отечества является делом всей жизни: «Илья .. защищал Русь от врагов с молодых лет до старости».
Былинные сюжеты органично встраиваются в описание реальных событий, и эти описания очень напоминают по форме, да и по содержанию, именно легендарные сказания, былины. Например, сказание о Куликовской битве, «Задонщина»: «Князь великий Дмитрий Иванович со своим братом, князем Владимиром Андреевичем, и со своими воеводами был на пиру у Микулы Васильевича, и сказал он: «Пришла к нам весть, братья, что царь Мамай стоит у быстрого Дона, пришел он на Русь и хочет идти на нас в Залесскую землю». Пойдем, братья, в северную сторону — удел сына Ноева Афета, от которого берет свое начало православный русский народ…Русская невесела; от Калкской битвы до Мамаева побоища тоской и печалью охвачена, плачет, сыновей своих поминая — князей, и бояр, и удалых людей, которые оставили дома свои, жен и детей, и все достояние свое, и, заслужив честь и славу мира этого, головы свои положили за землю за Русскую и за веру христианскую… в субботу, на Рождество Святой Богородицы, разгромили христиане полки поганых на поле Куликовом, на речке Непрядве». Таким образом, одно из описаний самого кровопролитного сражения Европы XIV века становится легендой, былиной, которая пробуждает патриотические чувства, имеющие глубокие религиозные корни. Даже в наше рациональное и секулярное время с волнением читаются слова: «И стал великий князь Дмитрий Иванович со своим братом, с князем Владимиром Андреевичем, и с остальными своими воеводами на костях на поле Куликовом, на речке Непрядве. Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Сосчитайтесь, братья, сколько у нас воевод нет и скольких молодых людей недостает?»».
Агиографические памятники древнерусской литературы также дают замечательный материал. В жизнеописании Александра Невского есть сюжет подготовки к сражению на Чудском озере: «Егда приблжишася ратнии и почюша стражие великаго князя Александра Ярославича. Князь же Александръ ополчився, поиде противъ ратнымъ. И наступиша море Чюдское. Бысть же обоихъ множество. Отець же его Ярославъ послале бе ему на помощь брата меншаго, князя Андрея, въ мнозей дружине. Тако и у князя Александра множество храбрыхъ мужь, яко же древле у царя Давида, кръпци и силнии. Такожде и мужи Александрови исполнишася духа ратна: бяху сердца их аки лвомъ. И рекоша: «О княже нашь честный, драгый! Ныне приспе время намъ положити главы своя за тя!» Князь же Александръ Ярославичь, въздевъ руцк на небо, и рече: «Суди, господи, и рассуди прю мою! От <я>зыка велеречива избави мя. Помози ми господи яко же Моисею на Амалика древле, и прадеду моему Ярославу на акааннаго Святополка!»». В лице князя Александра мы видим образец настоящего воина, имевшего «сердце льва» и глубокую веру, настоящего мужественного защитника Отечества.
В наше время, мы с вами знаем европейские героические саги, легенды, жизнеописания легендарных и полулегендарных героев – графа Роланда, Людовика Святого, Ричарда I Плантагенета Львиное Сердце, Харальда IIIХардрада Хорфагера (к слову, зятя Ярослава Мудрого). Но, к великому сожалению, забываем нашу родную древнерусскую книжность, которая донесла до нас идеи защиты Отечества как религиозного подвига, донесла имена могущественных русских правителей-воинов, для которых защита православного Отечества была делом всей жизни.
Протоиерей Андрей Филатов, П.В. Филатов, С.М. Веселов. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Выксунской епархии обязательна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *